Александр Чирцов — Развитие взглядов на природу света


Лекция состоялась 9 марта 2017 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».

Событие было организовано в партнерстве с Университетом ИТМО.

Описание:
Первая лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Комфортно ли жить в мире полной случайности?».

Почему световые лучи — несуществующие физические объекты? О чём не задумываются девушки, находясь в момент заката на море или собираясь на свидание? Почему зеркало переворачивает объекты справа налево, но не ставит их с ног на голову? Какое «школьное явление природы» противоречит здравому смыслу?

На эти и многие другие вопросы ответит доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики Университета ИТМО Александр Сергеевич Чирцов.

Web: progress-school.org
Telegram: telegram.me/progress_school
Facebook: www.facebook.com/progress.school.spb
Twitter: twitter.com/progress1school
Instagram: instagram.com/progress_school
VK: vk.com/progress_school_spb

Поддержите нас: money.yandex.ru/to/410013582208032

Если вы хотите присоединиться к команде организаторов или предложить партнерство — пишите на почту: mail@progress-school.org

Александр Чирцов — Первоматерия


Лекция состоялась 8 июня 2017 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».

Событие было организовано в партнерстве с Университетом ИТМО.

Отдельная благодарность Рите Абрамовских за проделанную работу по видеомонтажу.

Описание:
Восьмая (последняя) лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Комфортно ли жить в мире полной случайности?».

Что общего между фотоном и пружинным маятником? Зачем физики помещают мир в зеркальный ящик? Кого рождают и уничтожают операторы рождения и уничтожения? Где, кроме социологии и политики, встречается теория возмущений? Как Бобу объясниться любви Алисе, не нарушив покой любопытной Евы? Зачем придумывать то, что никто никогда не видел и, наверное, не увидит?

Об этом и многом другом расскажет доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики Университета ИТМО Александр Сергеевич Чирцов.

Web: progress-school.org
Telegram: telegram.me/progress_school
Facebook: www.facebook.com/progress.school.spb
Twitter: twitter.com/progress1school
Instagram: instagram.com/progress_school
VK: vk.com/progress_school_spb

Поддержите нас: money.yandex.ru/to/410013582208032

Если вы хотите присоединиться к команде организаторов или предложить партнерство — пишите на почту: mail@progress-school.org

Александр Чирцов — От Шредингера до Дирака


Лекция состоялась 18 мая 2017 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».

Событие было организовано в партнерстве с Университетом ИТМО.

Отдельная благодарность Элле Рудольштадт (https://vk.com/rudolstadt) за проделанную работу по видеомонтажу, а также Лаборатории Научных Видео за видеосъемку.

Описание:
Шестая лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Комфортно ли жить в мире полной случайности?».

Зачем Лагранж придумал лагранжиан, а Гамильтон — гамильтониан? Что делать, если нужно извлечь квадратный корень из выражения с операторами? Зачем Паули понадобились спинорные матрицы Паули? Что такое скобки Пуассона? Как решать уравнение Фока-Клейна-Гордона?

Об этом и многом другом расскажет доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики Университета ИТМО Александр Сергеевич Чирцов.

Web: progress-school.org
Telegram: telegram.me/progress_school
Facebook: www.facebook.com/progress.school.spb
Twitter: twitter.com/progress1school
Instagram: instagram.com/progress_school
VK: vk.com/progress_school_spb

Музыкальные эксперименты Эллы Рудольштадт: soundcloud.com/ella-fury-rudolstadt

Видеосъемка: Лаборатория Научных Видео (https://www.youtube.com/c/ScienceVideoLaboratory)

Поддержите нас: money.yandex.ru/to/410013582208032

Если вы хотите присоединиться к команде организаторов или предложить партнерство — пишите на почту: mail@progress-school.org

Александр Чирцов — На стыке квантовой механики и релятивистской теории


Лекция состоялась 1 июня 2017 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».

Событие было организовано в партнерстве с Университетом ИТМО.

Отдельная благодарность Лизе Алейниковой (https://vk.com/the_man_who_was_death) за проделанную работу по видеомонтажу.

Описание:
Седьмая лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Комфортно ли жить в мире полной случайности?».

Какие новые сюрпризы может преподнести спин электрона? Правда ли, что фотон — частица, которой не существует? Что имеется там, где ничего нет? Что такое дырки в вакууме Дирака? На какой частоте разумно искать контакты с НЛО?

Об этом и многом другом расскажет доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики Университета ИТМО Александр Сергеевич Чирцов.

Web: progress-school.org
Telegram: telegram.me/progress_school
Facebook: www.facebook.com/progress.school.spb
Twitter: twitter.com/progress1school
Instagram: instagram.com/progress_school
VK: vk.com/progress_school_spb

Поддержите нас: money.yandex.ru/to/410013582208032

Если вы хотите присоединиться к команде организаторов или предложить партнерство — пишите на почту: mail@progress-school.org

Дмитрий Казаков. Загадки физики микромира


Обычно физики под микромиром понимают мир, который находится внутри атома, уходящий вглубь атома. То есть атом, атомное ядро, то, из чего состоит ядро, элементарные частицы и так далее. Вот это мы называем микромиром.

У нас есть некая общая концепция, как устроены законы, что из чего состоит и так далее. Но не все вопросы оказались до конца ясными. Несмотря на то, что в последние 50 лет возникла единая модель, которую называют Стандартной моделью или Стандартной теорией всех фундаментальных взаимодействий частиц, в этой модели остаются непонятны некоторые вопросы.Одна из таких загадок — это, например, почему природа создала три копии частиц. Мы с вами состоим из протонов и нейтронов, они в свою очередь из кварков состоят, с электронами и так далее, и все это частицы, как у нас принято говорить, первого поколения. Но природа зачем-то создала еще две копии этих частиц, то есть еще есть второе поколение и третье поколение. Вот зачем природе понадобились эти копии — это одна из загадок.

Стенограмма: polit.ru/article/2016/11/11/kazakov/

Расписание публичных лекций Полит.ру:
www.facebook.com/groups/politru.lectures/
vk.com/politrulectures

Полит.ру:
polit.ru/
www.facebook.com/politru/
vk.com/politru
zen.yandex.ru/politru

Поддержать проект: www.donationalerts.com/r/polit_ru

Лекция № 2. "Гиперсетевая теория мозга и сознания"


Лектор – член-корреспондент РАН, профессор К.В. Анохин (Отдел нейронаук, НИЦ «Курчатовский институт»; Центр нейронаук и когнитивных наук МГУ).
В настоящей лекции будет представлен новый взгляд на проблему сознания и мозга. Сначала мы введем новые представления о том, что такое мозг. Обычно мозг представляют в виде гигантской нейронной сети. Мы будем утверждать, что на максимальном уровне своего существования – том, в котором мозг выступает как причинное целое, он является не сетью нейронов, а нейронной гиперсетью. Гиперсеть — это сеть, узлы в которой образованы группами узлов нижележащей сети, в данном случае нейронной. Такие высокоуровневые узлы начинают обладать качественно новыми свойствами. В мозге они становятся носителями индивидуального опыта целого организма. Мы назовем группы нейронов, составляющие узлы такой гиперсети, когнитивными группами – когами; а всю гиперсеть, носительницу субъективного опыта субъекта, когнитомом. Смена взглядов на сущность мозга – от нейронной сети (коннектом) к когнитивной сети (когнитом), представляет собой парадигмальный сдвиг. Он подобен перемене представлений о ДНК как о химической макромолекуле, наборе нуклетотидов, на представление о ДНК как о геноме, системе биологических элементов – генов. Как изучение ДНК переходит при этом сдвиге из области химии в область биологии, так и мозг переходит в новой парадигме из объекта биологии в объект когнитивной науки, психологии. Во второй части лекции, опираясь на эти новые представления о мозге как о ментальной структуре, мы рассмотрим вопрос о протекающих в ней специфических процессах – ментальных процессах. Мы разберем, какими свойствами, в отличие от большинства из неосознаваемых ментальных процессов, обладает особый вид траффика в этой нейронной гиперсети – сознание.

Юрий Берёзкин. Реконструкция древних мифов: сказки как данные для моделирования прошлого


Поддержать трансляцию: donatepay.ru/donation/ScienceVideoLab
добавляйте в сообщении к донату ссылку на свою страничку в соц.сетях, мы закрепим её в посте в ВК!

Сядьте на поезд, сойдите на любой станции, выйдите на платформу и попытайтесь представить себе, что в этом месте было 500, 1000, 10000 или 50000 лет назад. Представить вы, может быть, и представите, но это будут ваши фантазии. Тем не менее ученые разных специальностей совместными усилиями, работая на протяжении теперь уже многих десятилетий, узнали это довольно надежно. Для практически любой точки на карте мира.

Однако есть вещи, узнать которые кажется невозможным. Археологи могут рассказать о сменявших друг друга культурах, лингвисты – сделать предположения о языках их носителей, генетики – о прародине человека и последующих миграциях. Но можно ли реконструировать то, что не только не оставляет материальных следов, но и (в отличие от языка) плохо структурировано и, казалось бы, легко меняется – мифы и сказки, точнее устные повествования? И нужно ли вообще тратить на это время?

Нужно, ибо в результате мы узнаем о таких событиях и процессах, о которых иными средствами узнать нельзя. Можно – если есть база данных из 55 тысяч текстов, записанных у всех народов мира, и методика ее обработки.

Вы узнаете:
1 О чем первым делом подумали люди, когда они вообще стали думать? Думали ли они везде об одном и том же? Нет – одни думали больше о звездах, а другие – о женщинах.
2 Чем русские сказки отличаются от французских или монгольских? Почти ничем, хотя это «почти» очень важно.
3 Иван, как известно, дурак – а Хуан?
4 Похож ли святой Петр на Василия Ивановича Чапаева?
5 Почему третий отдел желудка коровы называется «книжка»?
6 Что такое рычаг для выпрямления башен?

Все о бактериях: о самом важном за одно занятие | Биология ЕГЭ | Умскул


Чтобы узнать подробнее о предбаннике или записаться, пиши кодовое слово в сообщения группы — vk.com/umsch_b

Жанна Казанская — преподаватель ЕГЭ по биологии в онлайн-школе Умскул.

Обо мне:

6-ой год преподаю биологию и готовлю ребят к успешной сдаче ЕГЭ
Сама сдала экзамен в 2012 году на 100 баллов по био и на 100 по химии
В 2019 году выпустила 5 стобалльников, 80 человек сдали ЕГЭ на 90.
Знаю банк заданий ЕГЭ более, чем за 7 лет и знаю, чего ждать на экзамене
В 2018 году закончила Казанский медвуз с отличием, по специальности врач