С пандемией, охватившей весь земной шар, на информационных площадках стало появляться много запутанной информации. И если вы не знаете, что к чему, вы можете легко запутаться. Особенно когда речь идет об уничтожении вируса и борьбе с бактериальной инфекцией. Вирусы и бактерии отличаются друг от друга, и в сегодняшнем видео мы дадим вам научную картину, объясняющую отличия между ними.
Видео основано на общедоступной информации, если не указано иное.
Лекция состоялась 30 сентября 2015 года в рамках цикла мероприятий по биологии от научно-образовательного проекта «Прогресс-Школа».
Событие организовано совместно с Лофт Проектом Этажи при поддержке Лаборатории Научных Видео.
Описание:
Развитие биологии в 1990-х и 2000-х породило много надежд среди ученых. Казалось, стоит немного поднажать, и мы сможем совершить прорыв не только в фундаментальной науке, но и в биотехнологиях. Но не получилось. Точнее – получилось далеко не все. Почему это не получилось, получится ли вообще, и как с этим связана просветительская деятельность – попробуем разобраться на лекции.
Лектор: Ефремов Александр Михайлович, кандидат биологических наук, сотрудник НИИ экспериментальной медицины, ведущий подкаста «Био-разнообразие».
Лекция состоялась 14 сентября 2016 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано при поддержке Информационного центра по атомной энергии в Санкт-Петербурге.
Отдельная благодарность Родиону Иродионову за предоставленную видеокамеру.
Описание:
Первая лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Интересно ли жить в мире полной предопределенности?».
Цикл посвящен вопросам, о которых мало кто задумывается при изучении школьного курса физики. И напрасно, ведь в непосредственной близости от проторенных и популярных образовательных траекторий обитают «драконы».
Из первой лекции цикла вы узнаете, какие действительно серьезные проблемы возникнут при попытке точно измерить длину удава в попугаях.
Лекцию читает кандидат физико-математических наук, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики НИУ ИТМО, Александр Сергеевич Чирцов.
Лекция состоялась 11 февраля 2016 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано при поддержке Информационного центра по атомной энергии в Санкт-Петербурге.
Съемка и монтаж осуществлены проектом Лекториум.
Описание:
Примерно 2 000 лет назад в эллинистическое/ханьское время в Евразии возникла «мир-система» — трансконтинентальная информационная сеть. Ее основы были заложены 4 000 лет назад после изобретения быстроходной колесницы. Во второй половине I тыс. до н.э. многократно увеличилась плотность населения, была создана технологическая база, сохранявшаяся практически до XVII в. (железо и сталь, использование лошади в различных сферах, прогресс всех видов ремесел, совершенные системы письма). Следствием этого стала утрата этнической специфики мелких групп, распространение мировых религий и одинаковых фольклорных мотивов.
В Новом Свете собственная «мир-система» (от Аризоны и Иллинойса до Чили и Аргентины) еще находилась в процессе становления, а по своим размерам не могла конкурировать с евразийской системой. Индейцы Америки как самостоятельная сила исчезли не только из-за распространения ранее неизвестных болезней. Дакота и ирокезы сдались потому, что «кукуруза фасоль тыква бизоны» уступили место системе, основанной на использовании крупного рогатого скота и пшеницы.
Появление евразийской «мир-системы» – такое же уникальное явление эволюции, как и формирование человека современного вида или же возникновение европейского общества, основанного на науке, демократии и гуманности.
О том, как возникла и развивалась евразийская «мир-система», а также о многом другом рассказывает Юрий Евгеньевич Берёзкин, заведующий отделом Америки Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера), профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге.
Лекция состоялась 6 апреля 2017 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано в партнерстве с Университетом ИТМО.
Отдельная благодарность Элле Рудольштадт (https://vk.com/rudolstadt) за проделанную работу по видеомонтажу.
Описание:
Третья лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Комфортно ли жить в мире полной случайности?».
Ультрафиолетовая катастрофа, или как избежать разорения из-за повышения тарифов на городской транспорт? Импульс фотона, или почему не больно загорать на пляже? Что отличает лампочку от лазера? Как совместить законы оптики чётных и нечётных дней недели? Эквивалентны ли право и лево?
Об этом и многом другом расскажет доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики Университета ИТМО Александр Сергеевич Чирцов.
Лекция состоялась 30 ноября 2016 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано при поддержке Информационного центра по атомной энергии в Санкт-Петербурге.
Отдельная благодарность Роману Лаврентьеву из проекта Science Lite за проделанную работу по видео-монтажу, а также Родиону Иродионову за предоставленную видеокамеру.
Описание:
Пятая лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Интересно ли жить в мире полной предопределенности?».
Цикл посвящен вопросам, о которых мало кто задумывается при изучении школьного курса физики. И напрасно, ведь в непосредственной близости от проторенных и популярных образовательных траекторий обитают «драконы».
Все ли тела состоят из молекул? Как отличить живое от неживого? Почему мы убеждены в существовании того, что принципиально увидеть нельзя? Какую задачу понятно, как решать, но решить невозможно? Что общего между вечным двигателем первого рода и вечным студентом первого курса?
На эти и многие другие вопросы ответит доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики НИУ ИТМО, Александр Сергеевич Чирцов.
Лекция состоялась 21 февраля 2017 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано в партнерстве с Университетом ИТМО.
Отдельная благодарность Роману Лаврентьеву из проекта Science Lite за проделанную работу по видео-монтажу и Павлу Уварову за помощь с видеосъемкой.
Описание:
Заключительная лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Интересно ли жить в мире полной предопределенности?».
Цикл посвящен вопросам, о которых мало кто задумывается при изучении школьного курса физики. И напрасно, ведь в непосредственной близости от проторенных и популярных образовательных траекторий обитают «драконы».
О чем так и не догадался Максвелл (и хорошо, что не догадался)? Почему автор основных формул специальной теории относительности не считается автором этой теории? Как просто «прозевать» Нобелевскую премию? В чем одновременно ошибаются и гадалки, и некоторые философы?
На эти и многие другие вопросы ответит доктор технических наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры физики Университета ИТМО Александр Сергеевич Чирцов.
Лекция состоялась 4 мая 2017 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано в партнерстве с Университетом ИТМО.
Отдельная благодарность Лизе Алейниковой (https://vk.com/the_man_who_was_death) за проделанную работу по видеомонтажу.
Описание:
Пятая лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Комфортно ли жить в мире полной случайности?».
Какой «вектор» не ведёт себя как нормальные векторы? Как проще повернуть пространство? Что общего между оператором поворота и моментом импульса частицы? Чем бозон отличается от фермиона?
Об этом и многом другом расскажет доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики Университета ИТМО Александр Сергеевич Чирцов.
Лекция состоялась 2 ноября 2016 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано при поддержке Информационного центра по атомной энергии в Санкт-Петербурге.
Отдельная благодарность Роману Лаврентьеву из проекта Science Lite за проделанную работу по видео-монтажу, а также Родиону Иродионову за предоставленную видеокамеру.
Описание:
Третья лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Интересно ли жить в мире полной предопределенности?» под названием «Глобальные симметрии и законы сохранения»
Цикл посвящен вопросам, о которых мало кто задумывается при изучении школьного курса физики. И напрасно, ведь в непосредственной близости от проторенных и популярных образовательных траекторий обитают «драконы».
Лекция посвящена тому, как Ньютоновская механика описывает почти реальные объекты: твердые тела и газы.
Для описания их движения используются простейшие модели — материальные точки. Однако, на этом пути возникают принципиально новые идеи и иногда получаются результаты, противоречащие «здравому смыслу». Поэтому, думая над некоторыми из них, мыслители временами сомневаются в правильности Ньютоновской механики.
Лекцию читает кандидат физико-математических наук, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики НИУ ИТМО, Александр Сергеевич Чирцов.
Лекция состоялась 16 ноября 2016 года.
Организатор лекции — научно-образовательный проект «Прогресс-Школа».
Событие было организовано при поддержке Информационного центра по атомной энергии в Санкт-Петербурге.
Отдельная благодарность Родиону Иродионову за предоставленную видеокамеру.
Описание:
Четвертая лекция авторского цикла по физике от А. С. Чирцова «Интересно ли жить в мире полной предопределенности?».
Цикл посвящен вопросам, о которых мало кто задумывается при изучении школьного курса физики. И напрасно, ведь в непосредственной близости от проторенных и популярных образовательных траекторий обитают «драконы».
О чем следует помнить, создавая звезды с планетными системами? Почему Луна не падает на Землю? Какую небесную механику лучше запоминать: Кеплера или Ньютона? Как, не летая в космос, надолго попасть в невесомость? Кто же был прав в знаменитом конфликте между Галилеем и инквизицией?
На эти и многие другие вопросы ответит доктор технических наук, доцент, профессор кафедры физики НИУ ИТМО, Александр Сергеевич Чирцов.