Биология 11 класс
Урок№7 — Основные направления эволюционного процесса.
мы узнаем:
— чем макроэволюция отличается от микроэволюции;
— какие выделяют главные направления эволюционного процесса;
— что такое ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация;
— чем биологический прогресс отличается от биологического регресса;
— в чём причина появления основных приспособлений в животном и растительном мире;
мы научимся:
— объяснять и различать на примерах значение ароморфозов и идиоадаптаций;
— cравнивать биологический прогресс с биологическим регрессом;
— анализировать явления конвергенции и дивергенции;
— объяснять, почему дегенерацию относят к биологическому прогрессу, а не к биологическому регрессу;
— объяснять, каким образом появились те или иные группы животных и растений на Земле;
— объяснять, какие животные и растения «стоят» на ступеньках биологического прогресса и биологического регресса в настоящее время;
мы сможем:
— применять знания об основных направлениях эволюционного процесса для объяснения появления и исчезновения животных и растений в ходе эволюции;
— показать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе.
Учёные выделяют два основных направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. А. Н. Северцев предложил в 1925 году назвать биологическим прогрессом успех группы в борьбе за существование, который характеризуется увеличением численностей особей таксона, расширением его ареала.
Сущность биологического прогресса может проявиться в усложнении организации особей в процессе эволюции. Это направление эволюционного процесса называется ароморфозом; оно характерно в наибольшей степени для организмов, ведущих активный образ жизни.
Другие направления, ведущие к биологическому прогрессу, называются идиоадаптациями или аллогенезом. Это частные приспособления организма к определенному образу жизни. И к конкретным условиям внешней среды. Примером являются разные формы клюва у птиц в связи с использованием различной пищи и способов её добывания; другой пример – разные приспособления для распространения семян у растений.
Дегенерация или катагенез – упрощение структуры систем органов и тканей в процессе индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Например, исчезновение хвоста у головастика и превращение его в лягушку.
Другой путь эволюции – это биологический регресс, это эволюционный упадок группы особей, которая не смогла приспособиться к изменениям внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами особей. Это направление эволюции характеризуется уменьшением количества особей данной группы, сужением ареала.
Способы осуществления макроэволюции:
Дивергенция – расхождение признаков у близких популяций (независимое расхождение признаков у вьюрков на Галапогосских островах под действием элементарных эволюционных факторов). В результате вид распадается на несколько независимых видов.
В результате дивергенции развиваются гомологичные органы — органы, имеющие общее происхождение, но разный внешний вид в связи с выполнением разных функций (так как они приспосабливаются к разным условиям).
Параллелизм – эволюционное развитие в сходном направлении 2-х или более дивергировавших ранее групп (развитие саблезубости у представителей разных кошачьих). Объясняется общностью генной структуры и сходной изменчивостью.
Путём параллелизма развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у нескольких групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных;
Конвергенция – процесс развития в сходном направлении, приводящий к возникновению сходных признаков в одинаковой среде (форма тела у акул, китообразных, ихтиозавров, тюленей).
В результате конвергенции развиваются аналогичные органы — органы, имеющие разное происхождение, но сходный внешний вид в связи с выполнением одинаковых функций (так как они приспосабливаются к сходным условиям).
#ЭнергияБиологияKhanAcademy
В этом видео мы познакомимся с главными помощниками ферментов и поймём, чем полезны витамины и минералы.
Следующее видео: www.youtube.com/watch?v=0hO0ZdlfXPk
. Представьте себе, что вы — дежурный милиционер в турникетном зале. Безбилетники пытаются прыгать через турникеты, вы их ловите. Вы один, их — много. Возможно ли им задать такие «правила игры», чтобы они не смели пытаться перепрыгивать, даже если заранее известно, что поймаете вы в любом случае только одного из них?
Оказывается, возможно. Но не очень тривиально. Подобные схемы борьбы с массовыми нарушениями могут применяться (и применяются в некоторых странах) при борьбе с налогоуклонением, списыванием на экзаменах, взяточничеством и т.д.
Доклад о математике и теоретико-игровых основаниях, которые стоят за изобретением различных хитроумных алгоритмов контроля. На этом докладе вы не получите академического образования, вы не научитесь писать более эффективные алгоритмы. Однако вы получите представление о том, насколько богатый математический аппарат существует.
Если вам интересна теория игр, если вам интересно узнать об исследованиях, за которые уже несколько раз присуждали премию Нобелевского комитета по экономике, то добро пожаловать на доклад.
20 баллов к ЦТ 2019 на итоговом занятии по биологии: bit.ly/2XnORLL
Вступай в нашу группу, где мы готовимся к ЦТ по биологии vk.com/biologiyact
Решай ЦТ онлайн по биологии bit.ly/2QJ27bq
Все новости образования читай здесь adukar.by
Ещё много всего полезного найдёшь в группе Адукар vk.com/adukar
Вторая часть лекции, посвященной эволюционной теории Чарльза Дарвина.
В.А. Скобеева рассказывает о путешествии Дарвина на корабле Бигль, о его наблюдениях и выводах, а также об основных тезисах «Происхождения видов».