▶ Данный урок посвящен теме синтеза белка — процессу, который лежит в основе жизни.
Биосинтез белка:
Информация о структуре всех белков организма записана на ДНК в виде генетического кода. Генетический код является одинаковым для всех организмов. В этом состоит его универсальность.
Триплетность: элементарной единицей генетического кода является триплет ( тройка рядом расположенных нуклеотидов)
Однозначность (специфичность): 1 триплет кодирует одну определенную аминокислоту
Кодирование ведётся триплетами, а не дуплетами, тк дуплеты могут дать только 16 вариантов из 4 нуклеотидов, а триплеты дают 64 варианта.
Из 64 триплетов: 61 – смысловые(кодируют аминокислоту), а 3 – бессмысленные (стоп-кодоны): УГА, УАГ, УАА.
Тк триплетов гораздо больше, чем аминокислот (64:20), то некоторые аминокислоты кодируются несколькими триплетами. Отличаются эти триплеты по последнему нуклеотиду: УУУ, УУЦ.
Это свойство кода называется вырожденность или избыточность.
Коллинеарность: порядок расположения триплетов(кодонов) матричной РНК соответствует порядку расположения ак в цепи белка.
Однонаправленность: информация о белке снимается только с одной цепи ДНК только в одном направлении.
Неперекрываемость: один триплет кодирует только свою ак и не участвует в кодировании следующей.
Таким образом генетическому коду присущи такие свойства:
Универсальность
Триплетность
Специфичность
Однонаправленность
Коллинеарность
Вырожденность
Неперекрываемость
В синтезе белка принимают участие компоненты: ДНК, все виды РНК, ак, рибосомы, АТФ и ферменты.
Синтез белка состоит из трёх этапов:
Транскрипция – переписывание информации с ДНК на иРНК
Активация ак и присоединение их к Трнк
Трансляция – формирование первичной полипептидной цепи на рибосоме
Транскрипция
Синтез белка начинается с раскручивания цепи ДНК, на том участке, где закодирована информация о белке, которого не хватает в клетке.
Под действием фермента ДНК-полимераза разрываются водородные связи между азотистыми основаниями.
На одной из цепей ДНК по принципу комплиментарности с помощью фермента РНК-полимераза синтезируется проматричная РНК ( предшественник мРНК)
Она имеет информативные участки – экзны и неинформативные участки – интроны.
С помощью ферментов неинформативные участки вырезаются, а информативные сшиваются. Этот процесс называется сплайсинг. Процесс формирования зрелой мРНК
Называется процессинг.
Активация аминокислот
В цитоплазме происходит гидролиз АТФ, освобождается энергия и с помощью ферментов к т РНК присоединяется ак. АК в т РНК кодируется антикодоном.
Трансляция
Зрелая м РНК выходит в цитоплазму и присоединяется к малой субъединице рибосомы. В рибосому попадает 2 кодона м РНК, затем присоединяется большая субъединица рибосомы.
К двум кодонам м РНК, кот. находятся в рибосоме движутся 2 т РНК со своими ак.
Если антикодоны т РНК по принципу комплиментаности соответствуют кодону м РНК, то они остаются на рибосоме и между ак образуется пептидная связь – это начало синтеза белка(трансляции).
Затем рибосома передвигается по цепи м РНК на один кодон.
К нему идёт третья т РНК со своей ак. Если происходит узнавание ак ( соответствие антикодона т РНК кодону и РНК), то ак третьей т РНК связывается пептидной связью с предыдущей ак.
Рибосома передвигается дальше на 1 кодон, так происходит до тех пор пока рибосома не дойдёт до стоп-кодона. Это является сигналом к окончанию синтеза белка, РНК распадается на нуклеотиды, а рибосома на субъединицы.
Когда белка нужно много, рибосомы объединяются в группы – полирибосомы с помощью ионов Магния.
После синтеза белка полипептидная цепь соскальзывает в каналы ЭПС и начинает спирализоваться, превращаясь во вторичную структкру, затем образуется третичная, а при необходимости белки направляются в КГ, где формируется четвертичная структура белка.
Ответы на вопросы биологии раскрыты в этом видео и других роликах на канале BEE Biology — www.youtube.com/channel/UCybhuweJZIvsv2hCS65CzNQ
__________________________________________________________
Готовьтесь с помощью наглядных ярких видео-уроков на канале BEE Biology, успешно преодолевайте:
✔ школьные экзамены по биологии;
✔ ЗНО по биологии;
✔ поступление в медицинский ВУЗ;
✔ зачёты на кафедрах медицинской биологии;
_________________________________________________________
Вы можете смело задавать мне все интересующие вас вопросы по подготовке к ЗНО, поступлению в ВУЗ, обучению на врача
Почвенные процессы — агрегирование, трансформация остатков растений и животных, утилизация отходов, патогенов, производимые почвенными микроорганизмами, АМ-грибами, животными, обеспечивают регенерацию и здоровье почвы, питание и защиту растений.
Пройти тест по теме: goo.gl/K4gur6
Перейти к тренажерам: goo.gl/GtgSha
Учиться можно эффективно и с удовольствием! Домашняя школа InternetUrok.ru — полное среднее образование с 1 по 11 класс дистанционно, возможность официального зачисления в любое время года: home-school.interneturok.ru/?utm_source=youtube
У инженеров особый взгляд на вещи. В любом процессе они способны увидеть технологическую цепочку, будь то открытие кофейни, разработка компьютерной игры и реализация мечты. Денис Петелин называет это цепочкой создания ценности и демонстрирует, как вы можете улучшить бизнес или исполнить свои мечты, совмещая инженерный подход и технологии.
Инженер, инвестор, ментор — Денис Петелин. 10 лет в индустрии разработки ПО. За это время прошел путь от разработчика до директора по подготовке кадров в EPAM Systems. Благодаря работе его команды EPAM известен как место где надо начинать работу, потому что «там сотрудников учат лучше всего». Автор добротных тренингов по различным аспектам software engineering, на которых выросло не одно поколение менеджеров — управление проектами, управление продуктами, разработка требований и управление ими, управление процессами и качеством ПО. В последнее время основной фокус работы — развитие компаний, управление портфелями проектов и сервисов, управление большими коллективами.
This talk was given at a TEDx event using the TED conference format but independently organized by a local community. Learn more at ted.com/tedx
Мария рассказывает о строении дыхательной системы человека: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и т.д. Эта тема встречается на ЦТ и ЕГЭ по биологии, так что смотри внимательно.
20 баллов к ЦТ 2019 на итоговом занятии по биологии: bit.ly/2XnORLL
Вступай в нашу группу, где мы готовимся к ЦТ по биологии vk.com/biologiyact
Решай ЦТ онлайн по биологии bit.ly/2QJ27bq
Все новости образования читай здесь adukar.by
Ещё много всего полезного найдёшь в группе Адукар vk.com/adukar